Денис Гаврилов

живопись, графика, обучение, фотография

Рекомендуемые материалы для работы акварелью Печать

Для успешной работы акварельными красками необходимо пользоваться высококачественными материалами. Основное требование — краски после высыхания не должны жухнуть, мутнеть. В то же время, начинающим не следует приобретать всё самое дорогое. При работе акварелью самая распространённая сложность — боязнь краски, страх, что потечёт и работа будет испорчена. Для преодоления этих страхов, мешающих  начинающим, лучше всего делать много быстрых заданий-упражнений. Работая высококачественными материалами, правильно соблюдая технологию, даже начинающий может написать хорошую акварель, такая работа приносит одно удовольствие и радость от достигнутых успехов.

Акварельные краски

Импортные акварельные краски профессионального уровня очень дорогие. Ученические краски зарубежного производства тоже весьма дороги, что касается их качества: дорогие пигменты заменяются на дешевые, притом имитация состоит из нескольких пигментов. Лучшие акварельные краски в России производит ЗХК, С.-Петербург. Качество его красок выше, чем фирмы «Гамма» или ярославского завода. Важно, насколько тонко растёрта акварель при производстве. Это зависит не только от самого пигмента, но и от уровня технологии. Среди красок производства С.-Петербург недостаточно растёрты ультрамарин, кобальт синий, церулеум. Земляные краски, охры производства ЗХК растёрты не очень хорошо. Кадмии лимонный, жёлтый и оранжевый, красный если и уступают профессиональным зарубежным краскам, то незначительно. Зато имеют преимущество, что недороги, а пигмент настоящий, не имитация.

Можно сразу приобрести набор 24 цвета в пластмассовой коробке, лучше всего старой комплектации (набор акварели Санкт-Петербург 24 цвета с палитрой), в новых наборах подбор цветов не совсем удачный. Но вполне достаточно и набора из 16 цветов (старый вариант). К нему я рекомендую купить дополнительно Изумрудно-зелёную.

В пользовании удобнее всего пластмассовая коробка, картонная размокает от воды. Акварельные краски расходуются неравномерно: быстрее всего заканчиваются золотистая, красные, ультрамарин и кобальт синий. По мере необходимости докупаются отдельные цвета в ванночках взамен израсходованных.

Наборы акварельных красок, ЗХК, С-Петербург

 

Завод художественных красок в г. Санкт-Петербург производит набор акварельных красок, состоящий из 12 цветов. Подбор цветов в стандартном комплекте неудачный. Зато коробка очень удобная. Она компактна, краски надёжно закреплены (не выпадают и не прилипают к крышке), крышку можно использовать в качестве палитры. Крышка легко снимается и моется. На пленэре эту коробку можно держать в руке. Можно купить набор (или отдельно коробку под акварель 12 цв.) и укомплектовать следующими цветами:

 

Рекомендуемый набор. Этих 12 цветов вполне достаточно для работы.


1. Ганза жёлтая или Кадмий жёлтый средний
2. Золотистый тёмный или Золотистая
3. Тициановый (Лак оранжевый, Кадмий оранжевый)
4. Сиена жжёная (Охра красная)
5. Кадмий красный светлый или Алая
6. Крапплак красный светлый (Сиреневый хинакридон)
7. Жёлто-зелёная (Зелёная светлая)
8. Изумрудно-зелёная
9. Голубой (Церулеум, Кобальт синий)
10. Ультрамарин
11. Воронежский чёрный (Умбра, сепия)
12. Сажа газовая (Нейтрально-чёрная, Индиго)

Предлагаемый набор красок включает в себя все основные цвета, притом в 2 вариантах: светлый и тёмный. При составлении списка предпочтение отдано устойчивым к свету прозрачным пигментам. Набор можно менять, в зависимости от предпочтений. Многие художники приходят к минимальному набору, опробовав разные цвета.

 

 

Коробка с рекомендуемыми 12 цветами

 

Недавно я приобрёл металлическую коробку с палитрой из Англии, в магазине jacksonsart.com. Это один из крупнейших художественных магазинов, торгующих через Интернет с доставкой по почте. Делать покупки в этом нём очень удобно. В корзину набирается товар, указывается адрес. Если адрес в России, например, сразу вычитается налог. Доставка очень недорогая (есть выбор из нескольких вариантов доставки).

Коробка рассчитана на 18 цветов в полных кюветах (краски в которых выпускает фирма «Невская палитра», С.-Петербург), в коробку прекрасно вмещается 21 цвет. Коробка удобна тем, что краски не выпадают из ячеек, металлические пластины, удерживающие краски, можно подогнуть, чтобы чётко зафиксировать каждую кювету на своём месте. Краски из соседних радов дрстаточно далеко и не пачкают друг друга. Если положить рекомендуемые 6 цветов в ряд, то промежуток между красками составит около 5 мм., что значительно уменьшит вероятность попадания соседней краски.

Также можно приобрести схожие металлические коробки из Китая, рассчитанные на 12 (14) или 24 (28) цвета.

В настоящее время ЗХК производит около 60 цветов акварели. Это достаточно хороший ассортимент. Следует отдавать предпочтение однопигментным (а не составленным из нескольких цветов), стойким и прозрачным краскам.

Я составил список из 21 цвета, который отлично подходит для работы как в мастерской, так и на пленэре в разных жанрах.


1. Кадмий лимонный (P.Y.35). Светостойкость высокая, полупрозрачный.
2. Кадмий жёлтый средний (P.Y.35). Светостойкость высокая, непрозрачный.
3. Кадмий оранжевый (P.O.20). Светостойкость высокая, непрозрачный.
4. Кадмий красный светлый (P.R.108). Светостойкость высокая, непрозрачный.
5. Индийская жёлтая (P.Y.150). Светостойкость высокая, прозрачный.
6. Золотистая тёмная (P.O.62). Светостойкость высокая, прозрачный.
7. Тициановая (P.O.36). Светостойкость высокая, прозрачный.
8. Охра жёлтая (P.Y.43 + P.Y.1). Светостойкость средняя, полупрозрачный или Сиенна натуральная (P.Br.7). Светостойкость высокая, прозрачный.
9. Шахназарская красная (цвет чище и чуть прозрачнее) или Охра красная (P.R.102). Светостойкость высокая, полупрозрачный.
10. Сиена жжёная (P.Br 7). Светостойкость высокая, полупрозрачный.
11. Краплак красный светлый (P.R.187). Светостойкость высокая, прозрачный.
12.  Жёлто-зелёная (P.G.7 + P.Y.3). Светостойкость высокая, прозрачный. Единственная краска, состоящая из 2 пигментов, которую я оставил в наборе. Я очень часто её использую, возможно, в будущем откажусь от неё благодаря следующему за ней цвету в списке.
13.  Зелёная светлая (P.G.36). Светостойкость высокая, прозрачный.
14. Изумрудно-зелёная (P.G.7). Светостойкость высокая, прозрачный.
15.  Голубая (P.B.15). Светостойкость высокая, прозрачный.
16. Церулеум (P.B.35). Светостойкость высокая, полупрозрачный (скорее непрозрачный).
17. Кобальт синий (P.B.28). Светостойкость высокая, полупрозрачный (скорее непрозрачный).
18. Ультрамарин (P.B.29). Светостойкость высокая, полупрозрачный.
19. Сиреневый хинакридон (P.V.19). Светостойкость высокая, прозрачный.
20. Воронежская чёрная (P.Bk.8). Светостойкость высокая, полупрозрачный.
21. Сажа газовая (P.Bk.7). Светостойкость высокая, полупрозрачный.

Из-за не очень высокого качества растирания красок, рекомендуется вместо церулеума, кобальта синего, ультрамарина (в меньшей степени) и охры использовать импортные краски. Можно приобрести краски в тюбиках и выдавливать их в кюветку.

 

Для коробки на 12 цветов, в которую умещается 14 кювет, я составил такой список:


1. Кадмий лимонный
2. Кадмий красный светлый
3. Индийская жёлтая
4. Золотистая тёмная или Охра жёлтая
5. Тициановая
6. Шахназарская (охра) красная или Сиена жжёная
7. Краплак красный светлый
8.  Зелёная светлая или Изумрудно-зелёная
9.  Голубая
10. Церулеум или Кобальт синий
11. Ультрамарин
12. Сиреневый хинакридон
13. Воронежская чёрная
14. Сажа газовая

 

Я считаю излишним наборы, состоящие более, чем из 24 цветов.

Кисти:

  1. Основная кисть: синтетика имитация мангуста (серия 1T34), овальная №12 или №14, производство Киров (торговые марки Roubloff, Живописные кисти). Также годится синтетика имитация колонка. Плоские кисти стали коротки, поэтому я рекомендую овальные, они длиннее. При покупке выбирайте кисть, у которой волос длиннее из нескольких экземпляров. Поначалу можно обойтись только такой кистью. Синтетика — современный искусственный материал. Аналог колонка, но более долговечный, также чуть более упругий. Недостаток — в синтетическую кисть меньше набирается воды. Волос кисти должен быть тонким, на кончике хорошей кисти он становится ещё тоньше.

  2. Колонок круглый, №6-7 для деталей. При покупке обмакните кисть в воду, кончик должен быть тонким. Не допускается раздвоение кончика кисти. Колонок можно заменить на синтетику под колонок, подбирайте длинную кисть с тонким кончиком.

  3. Белка или синтетика №20 или 22 для фона плоская, белку можно купить круглую, №14. Или синтетику (мангуст, серия 1T14) круглую, №10-14, овальную серии 1T34 №18-20

Эти кисти подобраны для работы на форматах бумаги А4, А3 и А2. При работе на больших форматах кисти нужны крупнее, на малых форматах - поменьше.

Кисти для работы акварелью

Бумага

Бумага для акварели отличается от чертёжной бумаги тем, что имеет фактурную, а не гладкую поверхность. Живопись акварелью на акварельной бумаге смотрится значительно интереснее благодаря игре света. Краска на ватмане часто жухнет, также как и на бумаге под скорлупу, холст, которые отличаются от него лишь наличием фактуры, но не составом бумажной массы.

Для учебных работ вполне достаточно акварельной бумаги фирмы Гознак, С. Петербург. Эта бумага выпускается как в листах формата А1, так и в папках формата А3 и А2 (нередко, бумагу режут сторонние производители), на папке обязательно должно быть указано, что бумага производства Гознак. Акварельная бумага других российских фирм менее качественная. К сожалению, отечественным производителям не удаётся стабильно соблюдать технологию, из-за этого качество бумаги неровное, может подвернуться хорошая, а может неудачная. Я советую пробовать бумагу в деле, если оказалось, что она удачная, то сразу купить про запас в том же магазине из той же партии. Сохраняемая в сухом месте при ровной температуре бумага не портится и делается даже лучше. Акварель требует приспособления к определённому типу бумаги, краска по-разному ложится и выглядит после высыхания на разных сортах бумаги. Я не рекомендую начинающим пользоваться то одной, то другой бумагой, лучше работать на одном сорте бумаги, глубже понять её свойства и особенности, чтобы добиться лучшего результата.

Из зарубежных производителей на российском рынке представлены итальянская фирма Fabriano (производит хорошую недорогую бумагу для учебных работ), французская фирма Canson. Иностранная акварельная бумага английских, немецких и японских фирм очень хороша, но в России встречается реже. Плотность бумаги означает, сколько весит лист бумаги площадью 1 м². Оптимальная плотность — 250-300 гр., более плотная бумага очень дорогая, менее плотная больше коробится, но для работ небольшого размера вполне годится бумага плотностью 200 грамм. Настоящий торшон изготавливается их ветоши (хлопка, льна), но такая бумага очень дорогая. Обычно в бумагу добавляют целлюлозу, а дешёвые сорта изготовлены исключительно из неё. Целлюлоза со временем желтеет. При производстве в недорогую бумагу вводят отбеливатели, но со временем она всё равно пожелтеет очень сильно.

Хорошая бумага, в отличии от плохой, имеет слегка желтоватый оттенок (в неё не введены отбеливающие добавки, которые ещё могут химически взаимодействовать с краской), а не идеально белая. Чтобы ещё определить, какая бумага лучше, посмотрите бумагу на просвет: она не должна иметь розовый оттенок, чем ровнее плотность, тем лучше, если на просвет сильно различаются светлые и тёмные пятна, то бумага низкого качества.

При нанесении краски на бумагу, краска должна сразу ложиться. Когда бумага плохо проклеена, то она начинает тянуть краску, краска сильно жухнет, ложится не ровным слоем, а пятнами. Бывает, что на бумагу плохо наносится краска. В таком случае бумагу следует смочить. Категорически нельзя пользоваться ластиком при нанесении подготовительного рисунка для акварели. На те места, которые тёрли ластиком, краска будет ложиться и впитываться по-другому, появятся пятна. Наносите рисунок лёгкими, тонкими линиями, уточняющие линии чуть потемнее, потом под слоем краски эти линии станут почти незаметны. Также под акварель можно сделать картон (рисунок на отдельном листе), затем на просвет этот рисунок переносится на лист акварельной бумаги. При перенесении будьте внимательны, чтобы не сбить рисунок.

 

Палитра

В качестве палитры для акварели используется плоская доска размером 20х30 см. и более. На ней не должно быть никаких лунок. Лучший вариант для работы, но не для транспортировки — белая керамическая плитка. Хорошо подойдёт кусок белого оргстекла, можно также взять прозрачное и подкладывать под него белый лист бумаги. Годится также доска для лепки белого цвета. Зачастую вместо палитры краски смешивают на листе бумаги, это неправильно. Бумага «вытягивает» связующий клей из краски, в результате чего после высыхания краска становится бледной.

Банка для воды и тряпочка

В качестве ёмкости для воды для мытья кисточек следует брать кружку или банку, с плоским дном для устойчивости, объёмом не менее 0,5 л. Тряпочка, о которой часто забывают, служит для вытирания кистей. Лучший материал — хлопок.

Разрешено копирование статей, только при наличии активной (кликабельной) ссылки на страницу-источник сайта Дениса Гаврилова gavrilovart.ru. Ссылка должна находиться непосредственно рядом с материалом, должна быть видимой и прямой (без использования java-скриптов).
Запрещено каким-либо образом изменять, затирать, отрезать копирайты на копируемых с моего сайта фотографиях или иллюстрациях.

 

   © Denis Gavrilov 2010-2015