Художественные учебные заведения г. Москвы Печать

Художественные школы и студии г. Москвы.

Уровень художественного образования в России в последнее время стал ниже. Эта тенденция затронула практически все учебные заведения. Причин этому много, я сейчас не буду в них глубоко вдаваться. Замечу, что некоторые художественные учебные заведения в  провинции сейчас имеют более высокий уровень, чем московские. Наверное, это обусловлено тем, что в небольшом городе оно — единственное. И является предметом гордости. Несмотря на все сложности, его лучшие традиции стараются бережно сохранять.

Помимо собственного уровня художественного учебного заведения, немаловажен уровень мастерства конкретного преподавателя, у которого довелось учиться. В любой школе есть более авторитетные преподаватели, которые лучше знают предмет и умеют донести его до учеников. По возможности, старайтесь попасть именно к такому Учителю. Тогда занятия живописью и рисунком будут интересными и приносить результат.

Условия поступления периодически меняются, уточнить информацию о вступительных экзаменах можно на сайтах учебных заведений. Помимо этого, полезную информацию об интересующем учебном заведении и хитростях поступления в него можно узнать от тех, кто уже учится в нём или недавно окончил. Я провожу индивидуальные занятия по рисунку, живописи и композиции. Если ученик желает поступить в художественное учебное заведение, я помогаю сориентироваться с выбором, куда лучше поступать.

ДХШ №1 им. В. А. Серова.

Я учился в художественной школе №1 в 1990-94 гг. Сначала занятия проходили в небольшом здании в Обыденском переулке (в то время он назывался улицей Крыленко). Это было историческое здание, в нём некогда жил писатель Константин Паустовский. О своей жизни в Москве в это время он написал в рассказе «Птицелов». Сейчас историческое здание, как и многие другие старые дома в Москве, снесено. Взамен построен уродливый особняк-новодел.

Затем после длительного ремонта школа вернулась в своё первоначальное помещение на Пречистенке, 32.

Многие преподаватели, у которых я учился, работают в ДХШ №1 до сих пор. Это Сергей Сергеевич Монахов, Дмитрий Антонович Поляков , Адольф Иванович Демко, Василий Игнатьевич Щерба, Елена Владимировна Киреева и многие другие.

Очень запомнились яркие уроки живописи у Лапина Евгения Владимировича, он был директором школы.

Уровень подготовки в школе ниже, чем в семилетних школах. Для успешного поступления в художественные ВУЗы требуются дополнительные занятия. В то же время отмечу, что преподаватели школы умеют вызвать интерес к искусству, воспитать хороший художественный вкус, что для школы является важным. Если по каким-либо причинам не удалось поступить в Лицей Томского или СП3 школы 1955, то, я считаю, лучше всего идти в школу имени Серова.

Уровень сложности для поступления средний, достаточно заниматься в течение одного года до поступления.

Краснопресненская художественная школа

Эта школа имеет хороший уровень. Остальные вечерние художественные школы, школы искусств и изостудии Москвы уступают по уровню обучения этим двум школам.

Сложность экзаменов средняя.

Школа акварели С. Андрияки

Школу акварели возглавляет сын Николая Андрияки, директора Суриковской школы в 1967 – 1977 гг.

Школа делает основной упор на ремесленную составляющую. Обучение очень однобоко. Академический рисунок подменён срисовыванием деталей. Обучение акварели тоже превращается в выписывание деталей. Ученикам не прививается хороший художественный вкус. Творческому развитию личности такое обучение никак не способствует. После школы Андрияки очень сложно переучиваться, чтобы подготовиться в иные, кроме его же Академии акварели, художественные ВУЗы. Уровень работ учеников ничуть не лучше, чем в остальных вечерних школах искусств г. Москвы.

Честная критическая статья по поводу выставки школы была опубликована в газете «Коммерсант».

Сложность экзаменов средняя, есть платные группы.

Московский академический художественный лицей Российской академии художеств

Большинство людей знает МАХЛ РАХ, как Суриковскую школу или МСХШ. В последние годы уровень обучения снизился. Причин этому несколько. Во-первых, всегда художественную школу возглавлял художник. Дело в том, что только художник по-настоящему осознаёт, какие цели преследует обучение искусству. И это были лучшие годы МСХШ. После того, как директором школы стала учитель русского языка, специальные дисциплины стали сокращать или вовсе убрали из программы. Это были самые трудные годы МСХШ, но всё же, благодаря общим усилиям неравнодушных родителей и художников, Галину Куник уволили и художественную школу отстояли. Во-вторых, раньше талантливых детей специально искали по всей стране и брали на обучение в специализированную школу. В последнее время определяющим стал не талант ребёнка, а то, чей сын или дочь. Дети художников имеют несомненный приоритет. Подобные явления лишь способствует упадку.

Несмотря на все трудности, школа имеет очень высокий уровень обучения в сравнении с остальными. Для поступления в 5-й класс необходимо сдать экзамены по рисунку, живописи или скульптуре, композиции. Обучение ведется по классической программе рисунка, живописи и композиции. Выпускники поступают преимущественно в Суриковский институт, обучение в школе ориентировано на продолжение обучения в нём. Преподаватели МГАХИ им. Сурикова принимают участие в просмотрах работ и отслеживают лучших воспитанников.

Сложность поступления весьма высокая. Нужно очень ответственно подойти к выбору репетитора.

Художественная школа №1188, сейчас филиал школы №1955

Школа 1188 находится в отдалённом от центра районе Москвы, около ст. «Лось» Ярославской железной дороги. Несмотря на это, уровень преподавания очень высокий. Выпускники школы поступают в ведущие художественные ВУЗы г. Москвы. Высокий уровень достигнут, в первую очередь, благодаря удачной организации обучения первым завучем по ИЗО Тимошенко Алексеем Николаевичем. Я работал в школе с 1999 по 2005 гг. Хочу отметить, что работа в этой школе дала мне значительно больше знаний и умений, чем обучение в Пединституте. В настоящий момент обучение по ИЗО возглавляет художник Романков Всеволод Олегович. Из-за бездарной, а следовательно, наносящей лишь вред, политики руководителей образования, условия работы учителей с каждым годом становятся всё хуже и хуже. По этой причине из школы ушли один из основателей, художник Алексей Тимошенко и его сын, учитель и художник, Даниил Тимошенко.

В филиал 3 школы 1955 набирают как в 1-й класс (предпочтительнее поступить в неё в первый класс), так и в 5. Каждый год при наличии мест принимают в старшие классы, в т.ч. в 10-й.

Благодаря обучению в школе 1188 многие дети из обычных московских семей получили возможность получить полноценное художественное образование.

Обучение в школе ведётся по программе, которая позволяет старшекласснику легче приспособиться к специфическим требованиям, которые предъявляются в ВУЗе, куда он намерен поступать. Выпускники школы поступают в ведущие художественные ВУЗы г. Москвы.

Поступить в школу сложно. Если преподаватели видят, что ребёнок, желающий поступить в школу, хоть и недостаточно подготовлен, но проявит склонность к рисованию, его, скорее всего, примут в школу.

Художественные училища Москвы

МХУ памяти 1905 года

Училище памяти 1905 г. больше гордится своими прошлыми достижениями. В последние годы уровень выпускников разный, зависит от профессионализма и добросовестности конкретного преподавателя, у которого им довелось учиться.

Поступить в Художественное училище памяти 1905 года достаточно сложно. Я рекомендую, помимо (а, может, и вместо) занятий на подготовительных курсах, индивидуальные занятия с преподавателем.

Калининское училище

Московское художественное училище прикладного искусства присоединено к МГХПА им. С. Г. Строганова.

Высшие художественные учебные заведения и художественные факультеты ВУЗов.

МГАХИ им. В. И. Сурикова

Сайт Суриковского института.

Поступить в МГАХИ им. В. И. Сурикова очень сложно. Для подготовки в него предпочтительнее учиться в Лицее им. Томского или в МХУ памяти 1905 года. Для подготовки к экзаменам нужно искать возможность обучения в мастерской у преподавателя, который непосредственно связан с ним. Это весьма не просто.

Российская Академия живописи, ваяния и зодчества

Несколько лет назад на сайте Академии можно было прочитать следующий текст:

Илья Глазунов совершил великий подвиг - всей своей жизни - в 1988 году создал Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества. Академия - это храм искусств, и интерьеры залов, кабинетов и библиотеки своей строгой изысканностью и строгой красотой, свидетельствуют об этом. Академия - это оплот традиций высокого реализма, единственный в России институт, созданный во имя реализма, в котором молодые художники под руководством  И. С. Глазунова постигают мастерство, почерпнутое из наследия великих мастеров прошлого, углубленно работая над натурой, обогащая свои души общением с Красотой и высокой Гармонией, которые их окружают в восстановленном под руководством их ректора и учителя здании. Решение интерьеров, предложенное художником, заставляет вспомнить о величии русского державного интерьера Петербурга, Павловска, Царского Села.

Ещё статья о Глазунове.

Поступить в Академию Глазунова трудно. Нужно не только успешно сдать вступительные экзамены, но и пройти собеседование с ректором. Для подготовки абитуриенту нужно поступить на подготовительные курсы при РАЖВЗ.

Московский архитектурный институт (Государственная академия) - МАРХИ

Сайт Архитектурного института.

Поступить очень сложно, нужно искать хорошего репетитора для подготовки к экзаменам, как по рисунку, так и по черчению.

В качестве альтернативы в Москве можно поступить Московский государственный строительный университет. Задания на экзаменах в него попроще.

Хорошие отзывы также на Институт искусства реставрации, который находится около ст. метро «ВДНХ».

Московский государственный университет печати

МГУП имени И. Фёдорова больше известен под своим старым именем: Полиграфический институт.

Экзамены сдать сложно, есть подготовительные курсы, на них лучше записываться раньше.

Московский государственный текстильный университет имени А. Н.Косыгина

Ранее известный также как Текстильный институт, имеет Факультет прикладного искусства. В 2012 году Московский государственный текстильный университет им. Косыгина присоединился в качестве структурного подразделения к Московскому университету дизайна и технологии.

Поступить сложно.

Московский художественно-промышленный институт им. С. Г. Строганова

Строгановка - старейшее художественное учебное заведение г. Москвы. Имеет несколько факультетов. Недавно открылся новый факультет искусства графики.

Поступить сложно. Уровень и специфика требований, задания по рисунку и живописи на экзаменах зависят от факультета. Уточнить информацию лучше у поступивших студентов. У них же можно узнать, к кому лучше идти готовиться (у кого из преподавателей с подготовительных курсов больше поступают).

Педагогические институты в Москве

Два педагогических института, убрали слово педагогический из названия, но я сомневаюсь, что смена вывески положительно повлияла на качество обучения в них и добавило им престижа. В каждом имеются художественно-графические факультеты, некоторые сменили наименование.

Я учился в МПГУ (бывш им. Ленина).

Московский педагогический государственный университет

Когдя я учился на первом курсе Худграфа, я принимал участие в разборе и систематизации рисунков из методического фонда. Лучшие рисунки студентов, которые отбирались в разные годы, оказались очень хорошим показателем изменения уровня преподавания за всё время в целом. Самые лучшие работы — примерно до 1970 года, работы 70-х годов стали заметно хуже. Второй рубеж — 1980 год. В это время ушли несколько художников, по той причине, что не могли работать под началом нового завкафедрой живописи, а затем и декана факультета Е. В. Шорохова. Как нередко бывает с теми, кто попадает в начальники, он не мог терпеть среди своих подчинённых тех, кто умнее, кто лучше пишет, преподавателей, которые пользовались большим авторитетом у студентов.

Что касается меня, то мне повезло с преподавателями. Живописи меня учил В. М Назарук, один из последних оставшихся профессиональных художников на кафедре (после и он ушёл, и ещё преподаватели ушли из-за невозможности работать в подчинении Шорохова). Рисунок преподавал В. К. Лебёдко, он тогда приехал из Белоруссии. Валерий Константинович был новый человек на кафедре рисунка, поначалу он приступил к работе с энтузиазмом, но затем (когда мы были на 3-4 курсах) его энергия, к сожалению, иссякла.

Политика, проводимая на факультете, когда художественные дисциплины, рисунок и живопись, композиция отодвигаются на второй план, а не являются приоритетными, как это должно быть, привела к значительному снижению уровня обучения. Некоторые преподаватели оправдывали падение уровня тем, что с каждым годом всё хуже и хуже уровень поступающих абитуриентов. Я с этим объяснением категорически не согласен. Абитуриентов учат преимущественно бывшие выпускники Пединститута. Очевидно, что снижение качества обучения студентов в институте, приводит к низкому профессиональному уровню преподавателей, вследствие этого, падает уровень обученности их учеников. Боюсь, что с приходом методиста к руководству факультетом, эта плачевная ситуация только усугубится.

Моё мнение состоит в том, что преподаватель изобразительного искусства в первую очередь должен быть мастером своего дела, уметь рисовать на высшем уровне. Только профессионал сможет научить другого своему мастерству. Для улучшения ситуации на Художественно-графическом факультете необходимо увеличить количество учебных часов по рисунку и живописи, предоставить студентам возможность дополнительно работать в мастерских после основных занятий. Только всецело отдавшись искусству, студент сможет совершенствовать своё мастерство. В качестве преподавателей кафедры рисунка и живописи должны быть не кандидаты наук с сайта «Диссернет», а художники, мастера своего дела, не только умеющие рисовать и писать, но и добросовестно ведущие занятия.

Поступить не очень сложно.

Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова

Старое наименование МГГУ им. Шолохова — Московский государственный заочный педагогический институт.

Университет имеет факультет изящных и визуальных искусств.

Московский городской педагогический университет

ГОУ ВПО МГПУ — недавно созданное учебное заведение. С Художественно-графического ф-та МПГУ на факультет изобразительных искусств Московского городского педагогического университета перешли некоторые хорошие преподаватели.

Московский государственный областной университет

МГОУ, ранее известный как Московский областной педагогический институт имеет факультет Изобразительного искусства и народных ремесел.

Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова

Во ВГИКе имеется художественный факультет. Уровень обучения на факультете очень высокий. Много внимания уделяется композиции.

Также имеется кинооператорский факультет. Часть его выпускников стали фотографами, достигшими высочайшего уровня мастерства.

Поступить сложно, задания на экзаменах имеют свои особенности. Есть подготовительные курсы.

Российская академия театрального искусства–ГИТИС

Факультет сценографии РАТИ-ГИТИСа был открыт в 1992 году. Студентов факультет набирает раз в 2 года. Конкурс для поступления среди абитуриентов очень высокий.

 

Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова

Школа-студия МХАТ, возглавляемая Олегом Табаковым, включает в себя факультет сценографии и театральной технологии.

МАХЛ РАХ

Экзамены в школу-студию МХАТ сдать очень сложно.